МБОУ «Основная общеобразовательная
Каплинская школа» «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
(театрализованное
представление-праздник)
Подготовила
и провела Волкова Л.Г. с.Федосеевка Учитель.
В течение зимних месяцев мы с вами наблюдали за птицами, угощали их
различным кормом.
Каким? Ученики:
-
семена
подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев;
-
конопля -
универсальный корм для всех птиц;
-
просо и пшено
любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки;
-
арбузные и дынные
семечки - корм для синиц, поползней, дятлов;
-
веники, лебеды,
крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними.
На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно
поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и
свиристели. А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.
Учитель.
Я
уверена, ребята, что за
лето вы
припасете достаточное количество различного корма, чтобы птицы
зимой были сыты.
Учитель.
Охрана
птиц, забота о них считаются одной из самых важных проблем нашего государства.
Ученик.
Птицы
украшают Землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют
природу, вселяют в нас бодрость и радость. Но нелегко переносить птицам зимнюю
стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это
время добывать корм.
Давайте послушаем последние новости, которые принесла
сорока, и узнаем, какие жалобы пишут зимой лапками, носиком, хвостиком птицы на
снегу.
Появляются
дети в шапочках, на которых изображены разные птицы. Разыгрывается сценка
«Жалобы на сугробе»
Сорока. Тра-та-та-та!
Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую - большую,
бесплатную, с самообслуживанием - устроили, а они, неблагодарные, на соседнем
сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.
Чечетка
(лапками на снегу наследила). Семечки
и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от
такой пищи мозоли на языке!
Большая
синица. Сало салу рознь! Могли бы
вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!
Пухляк (коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить,
а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес
сделали, что ли!
Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку
без
бортиков? Ветер у него
в голове.
Снегирь (хвостом
начертил). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?
Сорока. Тра-та-та-та!
Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!
Ученик.
Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать
настоящим, верным другом птиц. А как это
сделать, мы сейчас узнаем.
Подготовленный
ученик рассказывает текст «Волшебная полочка».
Я повелитель птиц! Захочу - и птицы сами ко мне прилетят. Захочу -
прилетят голуби и воробьи. Захочу - синицы.
Захочу - явятся красногрудые снегири и
хохлатые свиристели. Все явятся - стоит лишь захотеть!
Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки.
Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка очень проста: простая фанерка с
простыми деревянными бортиками. Надо только сделать ее, а потом выставить за
окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу
же прилетят голуби и воробьи.
А если вы положите на полочку
кусочек несоленого сала или кожуру от него,
к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины - слетятся свиристели и снегири.
Учащиеся исполняют песню «Доброе дерево»
на слова В. Орловой. Муз Е. Рыбкиной.
Учитель.
Птицы
дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей
обширной, чудесной Родины. Чтобы
создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять
активное участие в озеленении нашего села и города. Мы должны сделать все,
чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Дети
рассказывают стихотворение 3. Александровой «Птичьи песни».
Пусть
нам поют без нот
Пускай
поют без слов.
Я
знаю все, о чем поют
Щегол
и реполов.
Поют
на ветке соловей,
Малиновка
и дрозд:
«Ты
гнезда разорять не смей.
Не
трогай птичьих гнезд!
Ты
в наши гнезда не смотри,
Не
становись на пни,
Яичек
теплых не бери –
Зачем
тебе они?
Через
неделю или две
Зайди
послушать в сад –
Птенцы
в молоденькой листве
Тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят -
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет-
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка
и дрозд:
«Ты гнезда разорять не
смей,
Не трогай птичьих
гнезд!»
И мы не будем
разорять! -
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки
опять
В саду у нас звенят.
Учитель.
Наблюдайте
за
пернатыми, слушайте их,
помогайте им. Птицы приносят огромную
пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц.
Звучит музыка. На фоне музыки ученик заканчивает
праздник.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый
колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки ...
Все, что рядышком со
мною, -
Это
все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не
заботиться о нем!
Театрализованное представление -
праздник
«Наши пернатые друзья»
Цели.
Закрепить
знания учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года, а
особенно зимой; расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц, питании; воспитывать
любовь и бережное отношение к птицам, ответственное и действенное отношение к природе; развивать эмоциональную
отзывчивость, чувство прекрасного.
Оборудование.
Иллюстрации
и рисунки с изображениями птиц, плакаты: «Птичьи следы», «Формы клювов птиц»; шапочки для
«Живой газеты о птицах», выставка книг о птицах; грамзаписи «Утро в лесу», и «Голоса птиц».
Таблица «Перелетные,
оседлые, кочующие птицы».
Учитель.
Здравствуйте ребята! Мы поздравляем вас и наших
гостей с весенним праздником
- Днем птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Вы готовитесь к
этому дню очень тщательно: делаете домики, кормушки и развешиваете их для привлечения птиц. Но
давайте прежде выясним, кто же такие
птицы.
Учитель включает грамзапись «Утро в
лесу».
- Птицы - это песнь и. полет. Это голоса наших лесов,
полей и гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны
днем и ночью. Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут
подняться выше облаков и гор, перелететь
через пустыню и море.
Птицы - дети радуги. Перья их
переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми
цветами.
Птицы - верные наши помощники,
защитники лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы - это тайна и красота.
Птицы- - друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без
птиц нам не обойтись.
Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот что такое птицы. Учитель.
Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в
марте - апреле в дни
весенних каникул проводят традиционный День птиц.
Птицы издавна привлекали внимание
человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые стремительные полеты,
мелодичное пение.
С птицами - звонкоголосым
соловьем, смелым соколом - связаны самые
поэтические образы в народном творчестве.
Наблюдая пернатых, люди
расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться
летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую
роль в развитии естественных наук.
До сих пор работают ученые над интереснейшей научной
проблемой -тайной ежегодных перелетов птиц.
Учитель.
Птичья
осень начинается довольно рано, еще в августе. Раньше всех от нас улетает
чечевица - красногрудая птичка, ростом с воробья, которая смешно кричит
«Ви-тю-видел?». А затем нас покидают стрижи и ласточки. В октябре отбывают
дрозды, зарянки, грачи. Пролетают с севера стаи гусей и уток. К концу октября
покидают нас все перелетные птицы. А в народе примечают: ранний отлет птиц
предвещает скорое наступление холодов.
Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы,
поползни, сойки, сороки, вороны, голуби, воробьи ... А в ноябре появятся гости
с севера -снегири, щеглы, чечетки, свиристели.
Ученик.
К нам с ветрами
прилетели
Стайки ярких
свиристелей
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть
метель, как старый мельник, Белит сосны,
белит ельник –
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник...
Есть крушина, есть
калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора
метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели, засвистели...
Учитель.
Все эти птицы
кочующие. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки - и в
путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом
дальше отправляются. Синицы, поползни, сойки, снегири могут и не кочевать, а
жить оседло, если корма хватит.
Попробуйте
объяснить, почему птиц можно разделить на три группы. Вывешивается
схема:
Птицы
Перелетные
оседлые кочующие
Ученики.
Перелетные
птицы прилетают к нам из южных стран, высиживают летом птенцов, а осенью
отправляются зимовать на юг, например жаворонки, дрозды, грачи.
Оседлые птицы живут у нас круглый год, например воробьи, вороны,
сороки. Кочующие птицы передвигаются с места на место в поисках корма, например
поползни, сойки.
|